Кто читал книгу Максима Окулова "По лезвию ножа"?
Издательство ЭКСМО+Лепта
Вот такую нашла сегодня рецензию. Автора убить хочется, стиль очень похож на
Акулу Это вообще можно назвать рецензией???
"В последнее время на отечественном литературном рынке появляется все больше современных произведений, позиционированных как православные и даже миссионерские. Эти книги продаются уже не только на православных ярмарках и выставках, но в церковных лавках наряду с Библией и трудами Святых Отцов.
Каково же качество этой с позволения сказать литературы?
Недавно в ряду таких «православных» авторов появилось новое имя – Максим Окулов. На примере его первой и пока единственной книги я и хотела рассмотреть обсуждаемую тему.
Роман нового гения от литературы называется длинно и витиевато: «По лезвию ножа, Или в погоне за истиной». Мне такое заглавие напомнило громкие названия одноразовых страшилок типа «Мертвые не потеют» или «Три трупа под диваном». Однако оставим в стороне название произведения. В конце концов у автора могут быть свои собственные представления о методах миссионерства и специфике той целевой аудитории, для которой написан роман. Куда интереснее содержание произведения!
Здесь я опять же оставляю в стороне стиль и слог автора, его лексику, наполненную мусором типа пошлого «ни фига» и прочих иных ярких свидетельств бескультурья и необразованности автора.
Представленное на рассмотрение чтиво вообще трудно назвать законченным литературным произведением. Читая роман, складывается впечатление, что перед тобой чудовищная смесь дешевой кулинарной книги, низкопробного триллера и извращенного автором православного катехизиса. Да, мне вполне понятен скорее всего неофитский задор г-на Окулова нести свет Истины людям. Автор очевидно пролистал разок «Закон Божий» Слободского, возомнив себя знатоком христианства, но нельзя же с практически полным отсутствием знаний, затрагивать сложные богословские вопросы! Мне вообще непонятно, зачем Максиму Олеговичу пришлось фактически переписывать катехизис? Неужели он всерьез считает, что митр. Филарет (Дроздов) сделал это менее удачно? Неужели до такой степени может дойти гордыня современного православного человека?! Это мне напомнило анекдот, в котором Рабинович, пришепетывая и картавя, демонстрирует своему другу, как поет великий Карузо! Но, оказывается, все возможно в наши безумные последние времена. И подтверждение фантастического, неуемного снобизма автора мы находим чуть ли не на каждой странице романа. Постоянно наше внимание заостряется на марках дорогих иномарок, все упоминаемые спиртные напитки также изысканны и дороги. Аналогичная ситуация с одеждой и тому подобными вещами. Главные герои книги вообще не представляют себе, что такое общественный транспорт. Они разъезжают на персональных автомобилях и лишь в крайних случаях пользуются такси. Где же здесь православие, хочу спросить я?! Где здесь вера наших отцов, основанная на аскетизме, воздержании и трезвении?! Очевидно эти понятия не знакомы г-ну Окулову, который скорее всего перенес свои персональные страсти на главного героя. Денис Заречин без сомнения законченный алкоголик, безудержный обжора, блудник и сладострастник. Обратите внимание, только подготовка к Причастию заставила его воздержаться от пьянства! В остальное же время он регулярно выпивает. Причем делает это умело, я бы сказала, профессионально, демонстрируя параллельно изощренное гортанобесие. Таков же и его новый кипрский знакомый Глеб. И, заметьте, все это чревоугодническое беснование благословляет православный священник!
Показательно, что плотоугодие героя не ослабевает даже на пороге смерти! Убегая от киллера, Заречин все равно живет с комфортом, постоянно что-то готовит, ест и пьет. Поражает, с каким смакованием автор описывает рецепты изысканных блюд. Он словно учит нас – плебеев – как надо правильно жить, что есть и как пить! Увы… Все это также далеко от православия, как Магадан от Калининграда. Может ли что доброе выйти из худого источника, спрашиваю я, имея в виду тяжелые духовные недуги автора? И дело здесь не только в авторе. Книга прошла литературную редактуру одного из ведущих с позволения сказать - православных - издательств «Лепта». И здесь «православное» - только вывеска. Эти бизнесмены от православия издают все – от трудов Святых Отцов до всяких разных Окуловых и оккультисток-эмигранток Вознесенских. Не удивлюсь, если пристрастия автора обсуждаемого произведения вполне соответствуют стилю жизни горе-бизнесменов из «Лепты», а изданию книги предшествовали лукулловы пиры!
Надо заметить, что не только главный герой «По лезвию ножа…» заслуживает серьезного внимания. Его отец – самый настоящий вор, паразитирующий на народном теле! Быстро разбогатев преступным путем, он лихо обманывает государство, пряча деньги в оффшорах и совершая противозаконные сделки. На эти деньги и живет главный герой – его сын, не утруждающий себя серьезной тяжелой работой. Автор делает попытку оправдать деятельность Заречина-старшего, которая, увы, так и осталась неловким реверансом.
Однако все изложенное выше представляется «цветочками» на фоне той развесистой клюквы, что расцветает во второй сюжетной линии романа. Здесь перед нами и открывается истинное «миссионерство по-окуловски»: яркая и умелая проповедь неприкрытого сатанизма! Зло показано ярко и сочно, со всеми по истине безграничными возможностями, которые якобы может дать сатана человеку. Отчего же так получилось, что добро, описанное в книге, гораздо бледнее зла? Не потому ли, что тьма существенно ближе автору, чем Свет?! Озадачивает и навязчивое муссирование темы гомосексуализма.
Но существенно более вопиющей является тема христианских святых. Во всей этой неистовой гоп-компании героев книги появляется не кто иной, как святитель Николай Мирликийский! А апогеем авторской наглости становится сцена, в которой святой Николай приходит утешать вчерашнего содомита!
Весьма своеобразны и образы священников, начертанные г-м Окуловым. Один «батюшка» мастерским ударом в лицо лишает сознания беззащитного подростка, другой постоянно лыбится и хохочет, даже говоря о серьезных вещах. Так и хочется спросить автора, а читал ли он Евангелие? И, если читал, то видел ли он там улыбающегося или смеющегося Господа нашего Иисуса Христа? И не забыл ли он, что каждый священнослужитель является прообразом Христа на земле?
В заключении можно сказать, что обсуждаемый роман скорее способен привести к сатане, чем к Богу. Книге явно не хватает приложения с изображением пентаграмм и текстами сатанинских заклинаний. «По лезвию ножа…» определенно вредное произведение, показывающее какой-то извращенный образ эксклюзивного православия для избранных: прокуроров-взяточников, мотов-олигархов и заевшихся плейбоев. Ничего общего с истинной верой простого трудового русского народа здесь нет!"
Светлана Короедова